середа, 23 грудня 2015 р.

Beat Generation



Термин Beat Generation появился в 1948 году, и у него до сих пор нет определения.
Ветераны Второй мировой войны и негрохипстеры 40-х?
Битники 50-х и хиппи Первого лета любви?
Бродяги Дхармы и реформаторы Американской мечты?
Богемная банда скандальных поэтов, доведших эксперимент с литературой, сексом и наркотиками до непрекращающегося финала?





Перечисляя ипостаси Разбитого поколения, на выходе ждёшь «каталог» в стиле Уолта Уитмена. Так и тянет зарифмовать. Самое ужасное – все они писали верлибром. Самое радостное для историка – все они писали о себе.
Разбитое поколение – это конструкт. Как писал старина Берроуз, любивший цитировать семиотика Коржибски, – «говоря о ярлыках, вы верите, будто имеете дело с самими вещами».Разбитое поколение – это ярлык. Он отсылает вас к такому разнообразию «вещей», что вы просто  обязаны врубиться: сам по себе термин не значит почти ничего.

Единственное, что важно – это кто и когда подразумевал под ним то или иное. Разбитое поколение – это не поколение, а идея о нём – такая же безразмерная как вся действительность  США с 1942 по 1969-й. Именно этот мир – с его бесконечным страхом Холодной войны, ядерного уничтожения и тоталитаризма – породил молодёжную контркультуру и тех, кто стал её идеологами.
Социальная группа Разбитого поколения – это не только субкультуры вроде хипстеров, битников и хиппи. В конце концов, это вся молодёжь США, которая изменила свой взгляд на реальность с тех пор, как атомная бомба стёрла с лица земли Хиросиму.
Разбитое поколение – это набор идей.
Это новаторство в искусстве, несущее смерть академизму на апокалиптических конях нецензурной лексики, спонтанной прозы, джазового аккомпанемента и «метода нарезок».
Это свободная любовь, борьба за права сексуальных меньшинств и желание расширить своё сознание с помощью всего арсенала психоактивных веществ.
Это расовое равенство в 50 штатах сегрегации и борьба с цензурой в стране, запретившей даже «Улисса», и поиск Бога во всех сакральных тайниках от католицизма до дзена.
От начала и до конца это протест против безумной политики «взрослых». От начала до конца Разбитое поколение – это невроз, его преодоление и постоянная нехватка. 


Разбитое поколение – это нравственная революция в Америке XX века. По сути, самое серьёзное изменение в менталитете американского общества за последние шесть или семь десятков лет.
Когда мы говорим о творчестве Керуака, Гинзберга и Берроуза, мы говорим о жизни Керуака, Гинзберга и Берроуза. Литература разбитого поколения, как никакая другая, взращена на собственном опыте. Это высокохудоженственный нарратив, не более. Она манит нас иллюзией документальности и, что удивительно, редко обманывает.
Разбитое поколение – это, прежде всего, образ. В 1968 году Берроуз говорил, что «литературное значение битничества не столь очевидно, как его общественное значение». И тогда он был прав:  Разбитое поколение ассоциировалось со слишком малым количеством людей. Со времён первой биографии Керуака историки и литературоведы сделали всё возможное, чтобы впихнуть в «Разбитое поколение» как можно больше произведений и авторов. Предмет изучения стал невероятно широк.


Теперь литература Разбитого поколения – это не только «На дороге» Джека Керуака, «Вопль» Аллена Гинзберга и «Голый завтрак» Уильяма Берроуза. На самом деле, она стремится объять всю Новую Американскую поэзию – от Сан-Францисского Ренессанса до Черной Горы и Нью-Йоркской школы – и совокупить её с второстепенными сочинениями жён, любовниц, любовников, родственников, предшественников, покровителей и просто знакомых главных героев.
 Битниковедение – это алчный и прожорливый монстр, сумевший увеличить количество своих «святых» от четырёх-пяти человек до коммунальной квартиры с сотней жильцов.
Нил Кэссиди, Джон Холмс, Грегори Корсо, Лоуренс Ферлингетти, Гэри Снайдер, Герберт Ханке, Лерой Джонс, Диана ди Прима – это лучшие из тех, кого стоит упомянуть.
Разбитое поколение – это совокупность представлений американских масс-медиа, историков и тех мифологизаторов, которые причисляли себя и других к некому поколению битников. Разбитые – это плод американского воображения. Сумма представлений от образов, рождённых в инкубаторе историографии, до самосознания хипстеров Таймс-Сквера, возникших в середины сороковых.
Алексей Павловский - питерский резидент ПроArrt 


Немає коментарів:

Дописати коментар